Алексей Мал-Мелешенков
Интервьюер : Никита Барин, 26 ноября 2024 года
Алексей, расскажите немного о себе. Где Вы родились, где живете?
Родился в 1981 году в пос.Костерво ,Владимирская область .
Живу и работаю на данный момент в городе Лакинск (Владимирская область)
Откуда вы родом это как то влияет на вашу работу?
Очень сложно ответить на вопрос – что влияет на занятие человека ,место ли ,его окружение ,или что либо ещё ,мы на эти вопросы как правило отвечаем в сознательном возрасте и не факт что эти ответы объективны . Человек ,его поступки ,занятия ,продиктованы суммой обстоятельств(впечатлениями ,потребностями ,случайностями).
*Не знаю ответил ли или ушел от ответа
Как давно вы рисуете?
Если говорить о живописи ,то осознанно я начал что-то делать довольно поздно ,лет в 25, в детстве рисовать не любил ,меня больше привлекало что-то объемное ,лепка , бумага ,конструкторы разные .
Какое у вас образование?Важно ли оно для художника?
Образование у меня среднее специальное ,техническое . Обычно я говорю (очень смело) ,что «образования у меня нет»,в том смысле ,что я не помню знаний которыми меня снабдили в учебных заведениях ,наверное мне не повезло ,а может быть наоборот . Если говорить о «художественном образовании» ,в смысле институции и его важности для меня ,то наверное я никогда не испытывал от его отсутствия какого либо дискомфорта .
Всегда ли вы хотели стать художником?
Художником я стать никогда не хотел , вообще мне не кажется что можно «стать художником» ,рисовать научиться можно ,но художник не состоит только лишь из ремесла. Я понимаю что встаю на тонкую грань когда начинаю рассуждать в этой парадигме ,но пишу как я думаю .
Поэтому определять себя не так просто ,ну по крайней мере мне.
Сколько помню я всегда что-то пытался создать вокруг себя ,тот мир в котором мне интересно , для этого я выбирал и выбираю доступные мне способы ,чаще это именно краски ,холсты ,плоскости одним словом . Но я никогда себя не ограничиваю , мне кажется определение «художник» это прежде всего мышление . Остальное пусть определяют искусствоведы и люди которым это(градации,стили , и пр.) интересно.
Что самое лучшее в том, чтобы быть художником?
На этот вопрос я не найду ответа , если говорить про самое лучшее ,то надо говорить и про самое худшее , не хочется упрощать и наоборот мудрствовать . Как у Цветаевой –Мне нарвится ,что вы больны не мной ……. Что-то главное всегда скрыто между,а иногда и в противоречии одного другому.
Кто из художников оказал на Ваше творчество самое значительное влияние?
Говорить о влиянии всегда очень сложно ,каждый раз когда ты что-то видишь ,что тебя приводит в восторг или в состоянии когда ты удивлен ,это оказывает влияние . Папа у меня работал художником-оформителем, немного работал в театре,я бывал у него на работе ,мне нравился прежде всего запах краски ,это то что я помню совсем из детства раннего.
Я часто бывал и у своего дяди (художника Виктора Мелешенкова) в мастерской ,у него большая библиотека ,мне нравилось смотреть альбомы с репродукциями ,это был выдуманный мир в котором мне было комфортно ,тут же я видел как человек создает свой мир ,с помощью красок ,я смотрел как он рисует и мне это нравилось , не то чтобы мне хотелось взять сразу кисти и краски ,нет ,это что-то другое . Я долго и не брал ,не кисти и не краски ,но у нас было много общения с моим дядей ,об искусстве ,о живописи ,я слушал его друзей и художников которые бывали всегда в мастерской , это меня питало . Если меня спрашивают про учителя (не знаю насколько это ответ «про влияние») ,то всегда говорю про своего дядю , да ,он мой учитель ,человек из моего окружения который всех сильнее на меня повлиял , прежде всего в понимании того «чем ты занимаешься» , каждый раз заставляя себя отвечать на сложные вопросы . Потом влияло кино конечно ,я даже пробовал учиться на режиссера (поступил но не закончил, поступил в театральную школу) , я думаю кино притягивает своим объемом опять же ,хочется мыслить и создавать объемно, не только в материальном смысле ,вообще по сути . Странно наверное ,что художник поступал не на «художника театра» а на режиссера ,но это все о том же,о свободе творчества,она очень важна ,а независим ты только когда ты создаешь по своей задумке,по своей мысли ,чего конечно почти не может себе позволить ни художник в кино ни художник в татре,он исполняет волю режиссера как првило. Поэтому я считаю что художник это прежде всего мышление (возможно я ошибаюсь),это самое важное , не знаю можно ли этому
научить и что должно повлиять на человека чтобы ему захотелось мыслить и создавать, но мне наверное повезло,с той атмосферой,средой которая была вокруг меня ,она была во многом творческой.
Что или кто Вас вдохновляет? Где ищете вдохновение?
Вдохновение искать бесполезное занятие ,по крайне мере у меня не получалось и не получается это делать . Найти можно что-то предметное ,осязаемое ,а как найти то ,что не возможно потрогать ? Нет , состояние когда я способен воплощать задуманное появляется только когда работаю ,когда в процессе(конечно процессом может вдруг стать и забивание гвоздя) , а если я в погожий день на берегу реки ,мне хочется наслаждаться только этим моментом . Не знаю, может быть вдохновение приходит и в такие моменты,так работает тайно(ирония).
Как бы вы сами определили свой стиль?
Опять же ,не хочу казаться невежественным ,но ответить не смогу ,хотя этот вопрос наверное второй ,который требуют кураторы(может это мне такие попадались) от художника при общении и знакомстве . У меня нет задачи и интереса соответствовать какому либо стилю . Стили ,их определение это всё таки на мой взгляд работа и интерес искусствоведов ,ну если вы конечно не Сальвадор Дали и у вас нет уверенности что вы создали новый стиль ,как он говорил про сюрреализм. Сказать что ты работаешь в определенном стиле ,это ограничить себя ,нужно быть в контексте этого стиля в своих работах постоянно , у меня такой задачи нет.
Как менялся ваш стиль с течением времени?
Раз я ответил ,что не считаю или не знаю ничего про свой стиль ,значит он не может меняться . Но работы конечно бывают разные , это скорее технический вопрос .
Ваша любимая техника рисования? Гуашь, масло, акварель?– Какая из техник вам больше всего нравится? Какие материалы вы предпочитаете использовать?
Технический вопрос , это не вопрос материала ,это больше вопрос задачи . Я подбираю материал по той задачи которая стоит передо мной , если говорить про материалы ,то я предпочитаю смешанную технику . Бывает конечно задача понять ,как писать в том или ином стиле ,но это скорее относит нас к теме образования ,я часто ставлю себе «задания» например поработать в той или иной технике ,пастозно или многослойно , обычно я пишу так натюрморты , мне нравится их делать ,это дает понимание формы ,композиции ,света и цвета ,возможно это потому что у меня не было станкового образования(я менее зависим в этой части ) ,не знаю ,раньше я пробовал работать только маслом или акрилом ,пастелью ,акварель ,всё понемногу пробовал ,наверное это и есть этап начального образования ,как в школе «три класса а потом уже по серьезному» (иронично).
Когда художник работает на плоскости, техника это всегда вещь вторичная ,я так думаю . Современное искусство все-таки ставит вопрос «чем» в третью очередь, даже не во вторую. Поэтому я не придаю этому большого значения , «смешанная техника» так можно прочитать на обороте большинства моих работ, авторство приёма для не имеет решающего значения . Главное для меня чтобы техника,приём, не начала работать мной ,я думаю художники поймут о чем я говорю.
В каких размерах( форматах) работаете и почему?
Размеры и форматы ,так же как и с техникой ,любимых нет ,подбираю под задачи ,это не всегда просто , иногда хочется сделать что-то размером 2 метра на 4 ,но мне не позволяют размеры мастерской(работаю сейчас в квартире) ,а иногда хочется сделать что-то совсем небольшое и сделать это выразительно ,вот так подбирается размер ,чтобы это было выразительно .
Какая часть вашей работы самая любимая?
«Любимая часть работы», это сложный вопрос ,иногда мне нравится просто делать подрамник под будущую работу а иногда окончательная лессировка например увлекает . Конечно когда приходит какая-то (как мне кажется) яркая идея ,это всегда хорошо ,это дает энергию для работы ,всё начинается с замысла.
Над чем вы работаете в данный момент?
В данный момент я работаю над основными для меня сериями ,их две ,с рабочими названиями «Распад» и «Кадансы» , серии эти начал пару лет назад и вот так они постепенно создаются ,меняются , работаю я как правило долго ,а так как от дат выставок я независим(на выставкомы не вожу свои работы) ,то спешить мне не нужно ,главная задача сделать то,что я хочу ,приблизиться в работе к своим ощущениям и идеям ,без этого нет смысла (на мой взгляд) выставлять работу .
Как вы узнаете, когда работа закончена?
Это по ощущению , процесс вещь сложная для объяснения ,иногда ты сам не понимаешь почему одну картину ты нарисовал за условный час и она готова ,а другую ты
переделывал раз 5 и несколько лет (и такие у меня есть),а она всё еще как бы не готова .
Художник заложник своих ощущений ,я так думаю.
Насколько важны названия для ваших картин?
Названия для меня очень тяжелый момент ,это как с людьми ,мы выбираем имя ребенку которое он не выбирал ,понимаете ,он как правило живет с ним всю жизнь. Так и с картиной или серией работ ,назвал и она будет жить так . Иногда мне кажется что все работы нужно называть условно «композиция номер один ,два» и т.д . ,были художники которые так и делали . А иногда понимаешь какую тему ты хочешь развить и тогда название приходит само ,оно органично .
Помогает ли алкоголь в творчестве?
К сожалению нет ,как и его отсутствие впрочем (иронично)
Не тяжело ли расставаться со своими картинами?
Нет , я легко расстаюсь , картины на стеллажах не живут ,поэтому если тебя не покупают галереи то лучше пусть висят на стенах в домах людей . Другой вопрос когда ты понимаешь ,что какие-то работы ты должен показать на выставке и желательно вместе ,если угодно концепция(хотя я это слово не люблю),тогда они ждут своего часа в мастерской . Вообще хранение «на стеллаж» в мастерской своих работ вещь для меня не понятная ,для меня это тяжело ,она вынужденная мне кажется . Я делаю сейчас большинство работ «в стол» и наверное если их нельзя будет выставить и найти им место , это конечно станет большим грузом для меня ,психологическим конечно, если это уместно сказать.
Что такое успех?
Успех меня не волнует ,говорю честно , волнуют возможности ,показать то что я сделал то что мне кажется удачным, так как я хочу ,если угодно то это наверное и есть в моем понимании успех. Нет, я конечно бы не отказался от больших денег и своей галереи (иронично)! Если кто-то захочет такое предложить, то мои контакты доступны!
Опишите, как искусство важно для общества.
Это очень объемный текст получился бы ,может быть не особо умный ! Не будем отнимать хлеб у теоретиков искусства !
Каковы Ваши карьерные цели?
Карьера это вряд ли про художников ,особенно про современных(которые работают в андеграунде и о них ,как и обо мне ,мало кто знает) . Я думаю если бы вы задали этот вопрос Ван Гогу ,допустим, то он сказал бы –дожить до завтра имея «хлеб и вино» ,возможно. Я конечно не сравниваю себя с Ван Гогом ,но цели они на каждый день ,это не работает в перспективе . Я бы лучше говорил о «творческих задачах» ,задача закончить начатое и по возможности показать это так ,как я вижу.
Как появляются идеи для создания картин?
Это загадка , если бы знать !
В какой обстановке вы предпочитаете творить?
В обстановке своей мастерской ,главное чтобы все материалы были под рукой , «крыша не текла» и был «кусок хлеба» на обед ,извиняюсь если ответил метафорично.
Если вопрос детальный , то люблю работать при естественном свете ,в первой половине дня ,иногда в тишине ,иногда музыка ,либо аудио стихи ,книги ,но это редко ,тексты привык глазами читать.
Чем занимаетесь, кроме живописи?
Немного снимаю (фото ,на кино денег нет !) , мне нравится работать с деревом ,мебель ,декор ,предметы интерьера ,дизайн , пишу пьесы , пытаюсь писать сценарии ,но это «тема вскользь», это помогает объемно мыслить.

Творческий кризис уже приходилось переживать? Как справляетесь с этими периодами? Случается ли рисовать через силу?
«Творческий кризис» ,про это столько сказано и написано ,что иногда кажется именно это главным(сарказм) . Для меня это будни ,в том смысле ,что для художники «кризис» это естественное состояние . Другое дело состояние прокрастинации ,но это случается со всеми , бороться ,а уж тем более заставлять себя рисовать ,дело бесполезное ,нужно просто переждать .
Куда движется искусство?
Этот вопрос слишком философский , требует скорее беседы ,чем прямого ответа . Я не знаю куда оно движется . Скажу одно ,главное чтобы оно двигалось ! Состояние стагнации ,консервации губительно на мой взгляд как для художника так и для искусства в целом.
Какие творческие планы?
В планах закончить начатое и постараться это показать так как я это вижу.
Что скажете себе 18 летнему?
Восемнадцатилетних важнее слушать ,чем им что-то говорить ,поэтому я наверное послушал бы себя ,погрустил и порадовался.


Никита Барин, ноябрь 2024 год

Made on
Tilda